В чем разница 2-х тактных и 4-х тактных лодочных моторов?

Двух- и четырехтактные моторы: разбираемся в отличиях

Двигатель внутреннего сгорания — сердце любого оборудования. Его главными частями являются два механизма: кривошипно-шатунный и газораспределения, которые отвечают за впрыск топливной жидкости в цилиндр и передачу совершаемой полезной работы газа при его расширении, соответственно. Кроме того, в числе важных компонентов охлаждающей  и системы питания, смазки элементов и зажигания.

Рабочий же цикл состоит из ряда процессов. Сначала цилиндр заполняется топливной жидкостью, затем она сжимается и происходит воспламенение смеси. Это приводит к расширению газов и последующей очистки цилиндра от них.

Под тактом в ДВС понимают движение поршня, совершаемое в одном направлении. Один оборот коленвала — это два такта, из-за чего такие двигатели стали называться двухтактными. Если же рабочий цикл происходит за два оборота коленвала (4 такта), то это уже четырехтактный мотор.

Зачастую можно услышать, что последний лучше. Но чтобы проводить такое сравнение и делать выводы, сначала нужно разобраться в принципе их работы.

Как работает 2-тактный двигатель

2-тактный двигатель

Рабочий цикл включает в себя два этапа:

  1. Сжатие. В этом состоянии поршень может занимать два основных положения, которые получили название нижней и верхней мертвых точек. Когда он движется от НМТ к ВМТ, то  закрывает продувочное, а следом и выпускное окно. Это ведет к тому, что газ начинает постепенно сжиматься. Одновременно с этим в кривошипную камеру начинает поступать горючее, также используемое при сжатии.
  2. Рабочий ход. Теперь горючее сжато до максимума, поэтому электрической искрой от свечи легко воспламеняется. Происходит повышение температуры газовой смеси, объем газа тоже быстро растет, из-за давления поршень начинает свое движение к НМТ. При его опускании выпускное окно открывается, за счет чего продукты горения выходят в атмосферу. Затем движение поршня достигает продувочного отверстия, с помощью которого горючее попадает в камеру сгорания.

 

Исходя из принципа работы можно выделить важный минус двухтактного двигателя, который заключается в большом топливном расходе — около 350 мл на 1 л. с. в час. Причем половина его объема просто не успевает стать полезной. Это связано с этапом, когда одновременно открыты продувочное и выпускное окна. В этот момент происходит выброс в атмосферу части горючего.

Также минусом является сниженный рабочий ресурс и постоянное потребление масла, так как 2-тактные моторы работают на масло-бензиновой смеси, которую к тому же приходится постоянно готовить.

Если же говорить о преимуществах, то такие силовые агрегаты меньше по размеру и весу. Так, 2-тактный 9,9-сильный двигатель будет весить около 38 кг, в то время как 4-тактный — не меньше 50 кг. Это достигается отсутствием клапанной системы и сложнейшего газораспределительного механизма. Правда, вся силовая техника сама по себе габаритная, так что 4-тактные моторы вполне удобны в эксплуатации, да и хлопот доставляют в разы меньше.

 

Особенности работы 4-тактного мотора

4-тактный двигатель

Рабочий цикл этого силового агрегата сильно отличается от 2-тактного. Соответственно, он состоит из 4 этапов:

  1. Впуск. Сначала поршень перемещается вниз, достигает впускного клапана и открывает его. За счет этого горючее поступает в цилиндр, где смешивается с остатками уже отработавшей свое смеси.
  2. Сжатие. Теперь поршень движется к ВМТ, в этот момент оба клапана полностью закрыты. Чем он выше, тем больше давление горючей смеси. Возрастает и ее температура.
  3. Рабочий ход. Характеризуется принудительным движением поршня, совершаемым от ВМТ к нижней мертвой точке под воздействием сильно расширившейся рабочей смеси, которая воспламенилась искрой от свечи. Достигнув НМТ, происходит открытие выпускного клапана.
  4. Выпуск. Продукты сгорания вытесняются поршнем и таким образом выходят в атмосферу.

 

Наличие системы клапанов делает 4-тактные двигатели экономичными (в среднем 250 мл на 1 л. с. в час) и экологичными, так как нет выброса неиспользованного топлива. К тому же такие агрегаты тише в работе и не доставляют проблем в эксплуатации, совместимы с АИ-92 для заправки автомобилей. Не нужно постоянно готовить масло-бензиновую смесь, так как для масла предназначен отдельный картер, чем снижается его расход.   

 

Конструктивные и эксплуатационные различия

Если говорить о конструкции, то основная разница заключается в механизме газообмена.
В 4-тактном двигателе за очистку и заполнение цилиндра отвечает газораспределительное устройство, открывающее и закрывающее впускной и выпускной клапаны.
В 2-тактном агрегате этот процесс происходит одновременно с тактом расширения и сжатия, когда поршень расположен рядом с НМТ. У него нет такого механизма, как в 4-тактном моторе, его заменяют впускное и продувочное окно.

Эксплуатационные характеристики:

  • Литровая мощность. Рабочий ход у двухтактного двигателя отмечается при каждом обороте, совершаемым коленчатым валом. И, казалось бы, его литровая мощность должна быть больше. Однако на деле превышение достигает 1,5–1,8 раза. Причиной тому неполное использование поршневого хода при расширении и ухудшенное освобождение цилиндра от уже отработанных газов.
  • Потребление топлива. По этому параметру преимущество у 4-тактного мотора. В 2-тактном горючая смесь частично попадает в выхлопной канал и удаляется, не произведя полезной работы, вместе с отработанными газами.
  • Смазка. Как уже говорилось, двухтактный двигатель нуждается в смешивании масла и бензина в пропорции 1:25 или 1:50. Именно эта смесь будет смазывать зеркало цилиндра, подшипники шатуна и коленвала, а затем сгорать, что увеличивает ее расход.  У 4-тактного агрегата есть целая система смазки, включающая масляный насос, фильтр, клапаны, трубопроводную магистраль. А потому масло подается отдельно от бензина, не сгорает и расходуется экономично, дольше обеспечивая стабильность рабочих характеристик.
  • Сложность. У 2-тактных моторов нет системы газораспредлеления и клапанов, а потому они проще по конструкции, а значит, и дешевле в обслуживании.
  • Рабочий ресурс. Смазочная система 4-тактных двигателей и меньшая частота вращения коленчатого вала делают их более долговечными и надежными.

В целом, если говорить о двухтактных моторах, то они при своей высокой удельной мощности, легкости, быстрому набору оборотов и дешевизне получили широкую сферу применения. В частности, это бензоинструмент, скутеры, мототехника, авиамоделестроение. Но токсичность выхлопа и шумность заставляют их сдавать свои позиции перед 4-тактными агрегатами.

Поделись с друзьями

Товары из статьи
Лодочный мотор HDX T 3.6  (завод Parsun) (2-х тактный) R
⚡ Хит
Подарок
быстрый просмотр
47 500 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор HDX T 2.6 CBMS (завод Parsun) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
27 900 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор NS Marine (Nissan Marine) NM 9.8 B S (2-тактный)
⚡ Хит
Подарок
быстрый просмотр
−20%
166 100 р. 207 625 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор NS Marine (Nissan Marine) NS 18 E2 1 (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
−22%
200 600 р. 256 768 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор HDX F 5 BMS (завод Parsun) (4-х тактный)
быстрый просмотр
79 500 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор TA - 3,5 л.с. (воздушное охлаждение)
⚡ Хит
быстрый просмотр
14 900 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Toyama T 2.6 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
⚡ Хит
Подарок
быстрый просмотр
27 900 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Toyama T 3.6 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
47 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Toyama T 5.0 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
69 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Toyama F 5.0 BMS (завод PARSUN) (4-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
79 500 р.
Осталось 2 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Toyama T 9.8 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
110 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Golfstream T 3.6 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
47 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Golfstream T 5.0 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
69 500 р.
Осталось 3 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Golfstream F 5.0 BMS (завод PARSUN) (4-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
79 500 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Golfstream T 9.8 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
110 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Golfstream T 9.9 (15) BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
127 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор Golfstream T 5.8 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
71 500 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор PARSUN T 3.6 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
47 500 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор PARSUN T 5.0 BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
69 500 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор PARSUN T 9.9 (15) BMS (завод PARSUN) (2-х тактный)
Подарок
быстрый просмотр
127 500 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
Лодочный мотор KAMISU F 5 BMS (4-х тактный)
⚡ Хит
Подарок
быстрый просмотр
−11%
59 900 р. 67 303 р.
Осталась 1 шт
Купить сейчас
В корзину
⚡ Хит
Подарок
быстрый просмотр
−21%
77 300 р. 98 000 р.
В наличии
Купить сейчас
В корзину

Пока еще нет комментариев, Вы можете быть первым.

Добавить комментарий